Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 22.11.2017, 12:05

МБДОУ "Детский сад № 14" г. Усинск

 Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



95 РК

Психологическая коррекция агрессивности у детей

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.

В данной статье приводятся конкретные практические рекомендации родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов:

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

 В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

 а) полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

 б) выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

 в) переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки);

 г) позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. => Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

  Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

 а)  констатация факта ("ты повел себя агрессивно");

 б) констатирующий вопрос ("ты злился?");

 в) раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хотел меня обидеть?", "Ты хотел  продемонстрировать силу?");

 г) обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сама начинаю сердиться, когда на меня кто-то громко кричит", "Мне становится плохо, когда ты так себя ведешь");

 д) апелляция к правилам ("Мы с тобой договаривались").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последнее касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

 Родителям необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

 - повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

 - демонстрация власти ("Главный здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

 - крик, негодование;

 - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

 - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

 - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

 - использование физической силы;

 - втягивание в конфликт посторонних людей;

 - непреклонное настаивание на своей правоте;

 - нотации, проповеди, "чтение морали",

 - наказания или угрозы наказания;

 - обобщения типа: "Вечно ты.. ", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

 - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

 - команды, жесткие требования, давление;

 - оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

 - публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

 - не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;

 - предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

 Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка –  демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом? Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

- пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами (не забывать о жестах, мимике);

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- использование юмора;

- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Так же при общении с ребенком рекомендуется употреблять эвфемизмы (греч. eu - «хорошо» + phemi - «говорю») - более мягкие слова или выражения вместо грубых или бранных: использование описательных оборотов речи, перефразирование («человек, который присвоил что-то» вместо «вор»); слова с приставкой не-(«неправда» вместо «вранье»); косвенное информирование - аллюзии, намеки, иносказания («Ты поступил как непорядочный человек» вместо «Ты негодяй»). Ребенку, который искажает истину, вместо «ты врешь» можно, исходя из условий общения, сказать «выдумываешь», «обманываешь», «фантазируешь», «говоришь неправду».

Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость – посильная задача для каждого взрослого человека, а для родителя особенно необходимая.

 

Подготовила педагог-психолог Мансурова Э.Р.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • УО АМО ГО "Усинск"
  • Министерство образования и науки РФ
  • Министерство образования РК
  • КРИРОиПК
  • МБДОУ "ДСОВ №7"
  • МАДОУ "ДС №10"
  • МАДОУ "ДС №12"
  • МАДОУ "ДС КВ №16"
  • МАДОУ "ДС ОВ №20"
  • МАДОУ "ДС ОВ №22"
  • МАДОУ "ДС №23"
  • МБДОУ "ДС ОВ №24"
  • МБДОУ "ДС" пст Усадор
  • МБДОУ "ДС №9" пгт Парма
  • МБДОУ "ЦРРДС" г. Усинска
  • МБОУ "СОШ №1"
  • МБОУ "СОШ №2"
  • МБОУ "СОШ №3"
  • МБОУ "СОШ №4"
  • МБОУ "СОШ №5"
  • МБОУ "СОШ №6"
  • МАОУ "НОШ №7"
  • МБОУ ДОД "ЦДОД"
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz